Сельскохозяйственные тракторы Беларусь в зависимости от модификации, различаются по типу ходовой системы или системой запуска двигателя:
МТЗ-80 имеет одну ведущую ось и электростартерный пуск, МТЗ-80Л оснащен одной ведущей осью и запуском от пускового двигателя, МТЗ-82 имеет две ведущих оси и электростартерный пуск, МТЗ-82Л оборудован двумя ведущими осями и запуском от пускового двигателя.
Тракторы имеют полурамную конструкцию из двух швеллеров, соединенных между собой передним литым брусом. Остов трактора состоит из полурамы, корпусов муфты сцепления, коробки передач и заднего моста.
В передней части трактора расположен двигатель Д-240 (с электростартером) или Д-240Л (пусковой). Двигатель крепится к корпусу муфты сцепления и при помощи шарнирной опоры устанавливается на переднем брусе. На переднем брусе расположены также водяной и масляный радиаторы, шторка регулирования температурного режима двигателя и гидроусилитель рулевого управления.
За двигателем расположены механизмы силовой передачи:
Передние колеса находятся на поворотных цапфах передней оси, установленной шарнирно в приливах переднего бруса полурамы.
Колея трактора переменная и может регулироваться в интервале от 1200 до 1800 мм по передним колесам и от 1400 до 2100 мм по задним.
Для кабины установлена специальная защита от грязи - крылья.
Отличием тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л от МТЗ-80, МТЗ-80Л является наличие переднего ведущего моста и сборочных единиц для его привода: раздаточной коробки, промежуточного и переднего карданных валов, промежуточной опоры с предохранительной муфтой, а также сошкой гидроусилителя и трубой рулевых тяг.
Привод к переднему мосту тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л осуществляется от коробки передач, чем обеспечивается синхронность оборотов передних и задних колес на всех передачах. Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора. Промежуточная опора карданных валов крепится к корпусу муфты сцепления снизу. Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями, это позволяет мосту вместе с колесами качаться в поперечной плоскости. Конструкцией обеспечивается бесступенчатое изменение (с помощью винтовых механизмов) колеи передних и задних колес.
Раздельно-агрегатная гидравлическая система — с гидроувеличителем сцепного веса и силовым (позиционным) регулятором — обеспечивает работу трактора с сельскохозяйственными орудиями, оборудованными опорными колесами или без них. На корпусе муфты сцепления установлен корпус гидроагрегатов — масляный бак, на котором закреплены насос, распределитель гидросистемы, гидроувеличитель сцепного веса и механизм управления ими. Аккумулятор гидроувеличителя сцепного веса крепится к левому рукаву полуоси заднего колеса. Выводы от распределителя гидросистемы к выносным цилиндрам расположены в средней части трактора, на корпусе гидроагрегатов; от маслопровода левого выносного цилиндра имеется дополнительный вывод в задней части трактора.
Основной цилиндр и силовой регулятор размещены на крышке заднего моста под полом кабины. На задней стенке корпуса заднего моста расположен механизм для навешивания сельскохозяйственных орудий, представляющий собой шарнирный четырехзвенник с регулируемыми по длине раскосами. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма навески устанавливается поперечина с прицепной вилкой. При транспортных работах могут устанавливаться буксирное устройство с амортизатором и гидрофицированный крюк с управлением от гидросистемы. Кроме того, трактор снабжен выносными цилиндрами с замедлительным клапаном и штуцером, разрывными муфтами с кронштейном и шлангами сцепки.
На тракторе устанавливается пневматическая система, обеспечивающая управление тормозами прицепов в одноприводном режиме, а также прицепов, оборудованных гидроприводом.
В систему электрооборудования МТЗ входят: генератор переменного тока со встроенным выпрямителем, аккумуляторные батареи, реле-регулятор, стартер, дорожные фары, указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни, электрический стекло-очиститель, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка и розетка с переносной лампой, контрольно-измерительные приборы и коммутационная аппаратура.
Кабина трактора МТЗ-80 герметична, имеет жесткий каркас для защиты тракториста при опрокидывании трактора. В кабине установлены блок отопления и охлаждения воздуха, торсионное одноместное сиденье с гидроамортизатором (сиденье регулируется по росту и весу тракториста), аптечка, термос емкостью 3 л, плафон, вешалки для одежды, стеклоочистители и противосолнечный козырек, зеркала заднего вида. Непосредственно перед сиденьем расположены рулевое колесо, рукоятки, рычаги и педали управления трактором, а также щиток приборов с указателями температуры воды, давления масла в двигателе, манометром пневмосистемы, амперметром, тахоспидометром, контрольными лампами и переключателями. Естественная вентиляция кабины осуществляется через люк на крыше и открывающееся заднее окно. Двери имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время входа в кабину (работать на тракторе с открытыми дверьми запрещается). Замок левой двери запирается снаружи ключом. Для удобства входа и выхода из кабины предусмотрено откидывание рулевого колеса в продольной плоскости, имеется двухступенчатая подножка и поручень. Положение рулевого колеса регулируется по вертикали в пределах 120 мм. Два топливных бака общей емкостью 130 л и аккумуляторные батареи вынесены из кабины. Капот двигателя крепится шарнирно на рамке облицовки радиатора и при открывании удерживается в открытом положении безопасной защелкой.
По желанию, трактор МТЗ может быть укомплектован дополнительным оборудованием: приводным шкивом, боковым валом отбора мощности, ходоуменьшителем и полугусеничным ходом, колесами с шинами 420—762 (15—30), 240—1067 (9,5/9—42), предпусковым подогревателем ПЖБ-200Б.